Ускоренное изъятие земельных участков с 1 января в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ускоренное изъятие земельных участков с 1 января в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

Процедуру изъятия неиспользуемых земельных участков планируется упростить

Действующий Закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ объединил ведение кадастрового учета и регистрацию прав.

Поэтому со дня его введения земельным участкам больше не присваивают статус «временный». А вот что касается тех объектов, которые уже стояли на тот момент на учете как «временные», для их существования отведен конкретный срок — до 1 марта 2022 года.

После этой даты записи о таких земельных участках будут аннулированы. Тогда их владельцам придется заново выделять свои участки (если это удастся, конечно), ставить их на кадастровый учет и оформлять свои права на них.

А до тех пор они не смогут заявить, что этот земельный участок им принадлежит.

Например, мужчина получил участок от администрации в аренду для строительства жилого дома. Участок был со «временным» статусом. В течение отведенных законом пяти лет мужчина не успел закончить строительство дома, и данные об участке исчезли из ЕГРН.

Ему пришлось в судебном порядке доказывать свое право собственности на дом и восстанавливать сведения об участке в базе кадастрового учета (Гаврилов-Ямский р-й суд Ярославской обл. — решение № 2-147/2020).

Чтобы не доводить свой участок до «полного исчезновения», владельцам настоятельно рекомендуется в срок до 1 марта 2022 г. подать документы в МФЦ для государственной регистрации своих прав на участок.

Например, садовый участок, выделенный до 2001 года, можно сейчас оформить в собственность бесплатно, на основании справки СНТ о его выделении.

С 1 июля 2019 года вступил в силу новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке проводить изъятие земельных участков у недобросовестных собственников, не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.

  • Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
  • Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.

Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:

  • Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
  • Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.

  • Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
  • Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
  • По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
  • Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.

Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.

Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.
Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

Отдельно следует упомянуть конфискацию:

  • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
  • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

«Временные» земельные участки снимут с учета 1 марта 2022 года

Временное пользование земельным участком было не запрещено ЗК РФ, поэтому эта форма обладания землей пользовалась популярностью. Граждане не торопились переводить свои участки в собственность. В первую очередь их нежелание было связано с неуверенностью граждан в том, что территории понадобятся в будущем. Многим земля досталась случайно: в результате наследования, дарения, раздела и других процедур. Территории находились слишком далеко от центральных районов России, в которых земля имеет ценность. Владельцы не хотели платить налоги, не получая от наделов доход.

Другой причиной нежелания людей заниматься оформлением собственности считается дорогостоящая процедура переведения землевладения в эту категорию. Наиболее затратной является процедура межевания, обязательная для присвоения участку статуса частной собственности. Необходимо вызвать кадастровых инженеров, которые составят межевой план, запишут информацию в компьютерном виде и передадут заказчику диск.

В последнее время власти активно занимаются унификацией собственности россиян, поэтому цены на услуги межевания подскочили. В среднем, межевание участка стоило 10—12 тыс. рублей, сейчас стоимость услуг в некоторых районах достигает 25—30 тыс. рублей.

Для многих, у кого был удостоверен статус временного земельного участка, эта бумага являлась своеобразной охранной грамотой от споров с соседями. Владельцы территорий не желали лишний раз поднимать вопрос о разделе надела и его границах. Вопрос чаще всего приводил к новым спорам, судебным заседаниям, а иногда и конфликтам, перерастающим в настоящие побоища. Однако теперь соседям придется принимать решение.

В связи с нововведениями, которые вступят в силу уже весной следующего года, многие задумались, как снять временный земельный участок с кадастрового учета, и придать ему новый статус.

Ситуация осложняется тем, что многие владельцы давно не заглядывали в документы о собственности на землю. Граждане не интересовались, в каком состоянии находится их земля, а теперь это нужно сделать срочно. Велика вероятность, что собственности можно лишиться.

Для начала нужно произвести снятие временного земельного участка с кадастрового учета. Для этого в срок до марта 2022 года нужно подать заявление в Росреестр с просьбой произвести эти действия. Нововведения касаются в полной мере частных и муниципальных собственников земельных наделов.

Власти предупреждают, что каждый участок обладает уникальным номером. Если владелец решит снять с учета временный земельный участок, то сведения о нем удалятся навсегда, восстановлению не подлежат.

Чтобы вновь поставить надел на учет, о нем нужно заново собирать сведения и документы, которые требует при регистрации Росреестр. Затем собственник должен подать заявление о постановке на учет: это можно сделать через МФЦ или на приеме в отделениях Росреестра. Документы для постановки на учет размещены на сайте государственной организации.

В комплект документов входят акты органов госвласти или местного самоуправления, подтверждающие права на объект недвижимости, договоры в отношении недвижимого имущества, свидетельства о праве наследования земель, судебные акты. Заявитель должен заплатить пошлину 350 руб.

Представители власти обязаны оповестить хозяина надела о том, что собираются снять надел с учета, если не будут произведены действия с ним. Если ответ от гражданина не последует, то участок будет снят с учета.

Эксперты рекомендуют заранее узнать, в каком статусе находится земля. Для этого есть несколько способов: официальный сайт Росреестра, раздел «Справочная информация», публичная кадастровая карта. Можно сделать запрос сведений из ЕГРН в МФЦ.

Не стоит исключать и мошеннические действия, которые, к сожалению, часто совершаются против граждан, живущих вне правового поля. Это касается как продавцов, так и покупателей земли. Многие граждане приобрели земли со статусом временного пользования, которые нигде не были зарегистрированы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что вокруг этих земельных объектов есть спорные территории, наделы не размежеваны, принадлежат сразу нескольким лицам.

Мошенники проявляют интерес и к собственникам таких землевладений, убеждая их переписать на них землю через нелегальные схемы. Обмануть официального собственника землевладения гораздо сложнее, чем человека с устаревшим набором документов и давно не проявлявшим интерес к законодательным изменениям в стране.

Изменения в земельном праве

В связи с нововведениями, которые вступят в силу уже весной следующего года, многие задумались, как снять временный земельный участок с кадастрового учета, и придать ему новый статус.

Ситуация осложняется тем, что многие владельцы давно не заглядывали в документы о собственности на землю. Граждане не интересовались, в каком состоянии находится их земля, а теперь это нужно сделать срочно. Велика вероятность, что собственности можно лишиться.

Для начала нужно произвести снятие временного земельного участка с кадастрового учета. Для этого в срок до марта 2022 года нужно подать заявление в Росреестр с просьбой произвести эти действия. Нововведения касаются в полной мере частных и муниципальных собственников земельных наделов.

Власти предупреждают, что каждый участок обладает уникальным номером. Если владелец решит снять с учета временный земельный участок, то сведения о нем удалятся навсегда, восстановлению не подлежат.

Чтобы вновь поставить надел на учет, о нем нужно заново собирать сведения и документы, которые требует при регистрации Росреестр. Затем собственник должен подать заявление о постановке на учет: это можно сделать через МФЦ или на приеме в отделениях Росреестра. Документы для постановки на учет размещены на сайте государственной организации.

В комплект документов входят акты органов госвласти или местного самоуправления, подтверждающие права на объект недвижимости, договоры в отношении недвижимого имущества, свидетельства о праве наследования земель, судебные акты. Заявитель должен заплатить пошлину 350 руб.

Представители власти обязаны оповестить хозяина надела о том, что собираются снять надел с учета, если не будут произведены действия с ним. Если ответ от гражданина не последует, то участок будет снят с учета.

Эксперты рекомендуют заранее узнать, в каком статусе находится земля. Для этого есть несколько способов: официальный сайт Росреестра, раздел «Справочная информация», публичная кадастровая карта. Можно сделать запрос сведений из ЕГРН в МФЦ.

Не стоит исключать и мошеннические действия, которые, к сожалению, часто совершаются против граждан, живущих вне правового поля. Это касается как продавцов, так и покупателей земли. Многие граждане приобрели земли со статусом временного пользования, которые нигде не были зарегистрированы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что вокруг этих земельных объектов есть спорные территории, наделы не размежеваны, принадлежат сразу нескольким лицам.

Мошенники проявляют интерес и к собственникам таких землевладений, убеждая их переписать на них землю через нелегальные схемы. Обмануть официального собственника землевладения гораздо сложнее, чем человека с устаревшим набором документов и давно не проявлявшим интерес к законодательным изменениям в стране.

Сочинский предолимпиадный беспредел все помнят, строительство платных трасс – тоже. Модель обкатали на крупных инфраструктурных проектах, а теперь такая земельная экспроприация – норма. Например, во Владимирской области по шести деревням пройдёт платная трасса М-12. Если человек имел неосторожность построить какой-нибудь помпезный трёхэтажный особняк, значит, не повезло. Закон есть закон, перед катком всё имущество одинаковое. То же самое – со строительством железнодорожных путей. В прошлом году Госдума одобрила создание мощной сеть международных транспортных коридоров с севера на юг и с запада на восток к концу 2024 года. Оппозиционные фракции, в том числе депутат Госдумы Алексей Куринный, были против, но закон всё равно приняли:

Читайте также:  Право наследования приватизированной квартиры по завещанию и без завещания

Это тот законопроект, который позволит фактически отнимать земельные участки, причём решение суда сразу вступает в силу – его нельзя даже будет обжаловать ни в части компенсации, ни в части времени. Данный законопроект ставит под угрозу защиту права на собственность и права на землю.

Конечно, в России частная собственность охраняется законом. Причём главным законом страны – Конституцией. Но если вдруг государству надо – местные власти ответят «Есть!».

Земельный и Гражданский кодексы содержат положения относительно порядка изъятия ЗУ. Процесс при нарушении порядка землепользования выглядит так:

  • органы государственной или муниципальной власти принимают решение относительно совершенного правонарушения;
  • когда имеется согласие собственника, выраженное в письменной форме – надел выставляется на торги;
  • после того, как участок реализован – денежные средства, за исключением тех, что были затрачены на проведение торгов, передаются лицу, имеющему право владельца на надел;
  • если человеком не принимается решение, которое вынесено властными органами, то они подают иск относительно продажи надела.

Садоводческое товарищество понимается как некоммерческая организация, в которой участвуют граждане, объединившиеся на добровольных началах. За счет функционирования СНТ не получает какой – либо прибыли. В товариществах действуют уставы, которые они разрабатывают самостоятельно. Налогообложение предусматривается исходя из учета общей площади товарищества.

СНТ не имеет правомочий относительно конфискации наделов. В законодательстве предусматриваются основания для изъятия, которые могут связываться только с правонарушением совершенным владельцев участка:

  • когда лицо использует участок вопреки его назначению;
  • отчуждение территории производится органами муниципалитета в интересах общества.

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

Почему собственники могут лишиться земельных участков с 1 января 2022 года

Вступившие в законную силу поправки Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в дальнейшем – «Закон о недвижимости») привносят установление новых правил, которые граждане обязаны соблюдать в отношении регистрируемого ими права собственности на участок земли. Закон о недвижимости также указывает на то, что в качестве такового могут выступать участки для ведения личного подсобного, а также дачного хозяйства, участки под индивидуальное гаражное, жилищное строительства.

Новый закон регламентирует порядок снятия земельного участка с кадастрового учета и устанавливает, что, в случае, если с момента его постановки на учет прошло более пяти лет, к тому же, он не был внесен в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), такой участок подлежит снятию с кадастрового учета. Дальнейшее владение землей осуществляет муниципальное образование.

Вышеописанное означает, что первым делом нововведения могут нанести удар по дачникам, ведь участки, приобретенные дачниками-пенсионерами 30-40 лет назад вряд ли заботились тогда о постановке своих земель на учет в ЕГРН.

Стоит отметить еще и тот факт, что согласно существующим нормам права, право собственности на земельные участки может перейти муниципальному образованию еще и в том случае, если хозяина земли не находят в ЕГРН уже на протяжении пяти лет, то есть пять и более лет земля документально считается бесхозной. В таком случае судебное заседание, на котором будет рассматриваться вопрос о переходе права собственности на земельный участок может быть реализовано без приглашения фактического его владельца.

Признание земельного участка бесхозяйным должно удовлетворять следующим основаниям:

  • земельный участок не должен быть внесен в кадастровый учет;
  • неизвестно, кому принадлежит право собственности на участок;
  • собственник отказался от права собственности на объект;
  • объект никому не принадлежит на праве собственности.

Признание земельного участка бесхозяйным влечет за собой постановку его на учет в Росреестр на основании заявления органа муниципального образования, на территории которого находится данное имущество.

С начала 2022 года для того, чтобы иметь возможность распоряжаться участком по собственному усмотрению, то бишь, продавать его, дарить, передавать по наследству, вы должны встать на учет в ЕГРН и, плюс ко всему, отметиться в кадастровой карте, то есть, осуществить так называемое межевание.

Изменения в порядке перераспределения земельных участков с 1 января 2022 года

После вступления в силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 334, существенные изменения коснулись компетентных органов, выдающих разрешительную документацию по вопросу перераспределения земель. Подобные корректировки относятся к участкам с неразграниченной государственной собственностью.

Суть их состоит в таких положениях:

  • любые вопросы касаемо земель сельских поселений рассматриваются местной властью;
  • в случае, если необходимо уточнение границ земельного участка сельскохозяйственного поселения, подавайте соответствующее заявление в администрацию по месту нахождения данного объекта недвижимости;
  • после того, как перераспределение завершится, установленные законодателем правомочия по эксплуатации таких земель, предоставляются их собственнику.

На сегодняшний день Земельный кодекс РФ претерпел еще ряд существенных изменений по вопросу перераспределения участков земли. Чаще всего заявители высказывают желание о прирезке какой-либо части муниципального участка к своей земле. Такие части, передающиеся частным собственникам, называются «прирезки».

Законодательно разрешенное мероприятие такого рода дает возможность увеличения территории принадлежащей вам земли. Также произошло фактическое узаконение самозахватов соседних земель некоторыми гражданами. Однако существуют и другие основания, ввиду которых может потребоваться такая процедура.

В целях исполнения указанной процедуры придерживайтесь таких условий:

  • землевладения должны быть соседними, то есть соприкасаться минимум в одной точке;
  • такие земли не должны иметь ограничений и арестов;
  • заранее обратитесь к собственникам смежных земель и договоритесь с ними об указанной процедуре;
  • соберите необходимый пакет документации;
  • представьте в территориальное отделение Росреестра заявление в отношении процедуры перераспределения;
  • закажите услуги по исполнению требуемых работ кадастровым инженером.

Сегодня законодатель предусматривает такие типы возможной смены земельных границ, которые определяются исходя из их владельцев:

  • при перераспределении участков, собственниками которых являются граждане и организации. В подобных обстоятельствах изменения границ регулируются посредством оформления специального соглашения о перераспределении земель между их владельцами. В это же время государственными органами подготавливается соответствующая разрешительная документация;
  • перераспределение касается только землевладений, находящихся в собственности муниципалитета. Такое возможно в случаях, когда государственные земли переходят от одного ведомства к другому;
  • корректировка границ двух соседних землевладений, когда одним из них владеет частное лицо, а второй является собственностью государства. Этот момент четко регулируется законодателем, предусматривающим возможность проведения необходимых межевальных работ. Также важное значение несет назначение муниципальных земель и вид целевого использования земли владельца.

Возникает ли доход при изъятии имущества для госнужд?

Автор: Гришина О. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Иногда случается, что имущество, принадлежащее компании (как правило, земельные участки, объекты недвижимости), изымается для государственных или муниципальных нужд. В таких случаях бывшему владельцу выплачивается денежная компенсация за изымаемое имущество. Казалось бы, при этом у владельца не возникает никакой экономической выгоды, а значит, нет и оснований считать сумму компенсации доходом для целей налогообложения. Тем более что такой подход к решению данного вопроса был озвучен Президиумом ВАС еще в 2009 году. Однако чиновники Минфина до сих пор не готовы согласиться с ним. Доказательство – Письмо от 10.09.2018 № 03-03-06/1/64481.

Сразу отметим: тот факт, что в комментируемом письме рассматривался обозначенный вопрос применительно к налогу на прибыль, значения не имеет. Ведь основной аргумент финансистов – перечень необлагаемых доходов в ст. 251 НК РФ, которым при исчислении налоговой базы наравне с плательщиками прибыли руководствуются и «упрощенцы» в силу п. 1 ст. 346.15 НК РФ. Следовательно, данное обстоятельство позволяет распространить изложенную финансистами в Письме № 03-03-06/1/64481 позицию (а также высказываемые судами и ФНС в отношении нее контраргументы) на плательщиков «упрощенного» налога.

Читайте также:  ЗАГС — Санкт-Петербурга, адреса и телефоны по районам

Как подтвердить собственность на земельный участок с 1 января 2022 года

Изменения в законе об ускоренном изъятии земельных участков Ни для кого не является большим секретом, что призвание средств массовой информации является раздувание даже, казалось, бы ничем не примечательной новости в масштабный апофеоз, который по факту представляет из себя всего лишь поправки в законодательстве, введение в силу которых продиктовано развитием общества. Информационные ресурсы, направленные на получение максимально возможных рейтингов, активно публикуют данные о лишении права собственности на участки земли. Главным образом, упоминая эту тему, СМИ указывают на 251-ый Закон 2022 года. Однако, как нам известно, на дворе 2022 и 251-ый Закон утратил свою актуальность с появлением в прошлом году ФЗ под номером 361.

Проект Федерального закона №465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию»

Этот законопроект направлен на совершенствование и упрощение существующего порядка определения режима использования земель путем зонирования. Также закон отменяет определение разрешенного использования земли через категорию земельного участка. Само понятие «категория земель» исчезает из нашей жизни, а вместе с ним исчезает и необходимость перевода участка из одной категории в другую.

Этим наводится порядок в положении об установлении территориальных зон, закрепляется порядок установления видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с использованием территории. Кроме того, закон предусматривает использование сельскохозяйственных земель строго по назначению, что приведет к сохранению их площади.

По мнению властей, закон укрепит институт собственности, сделает процесс установления разрешенного использования земель единообразным и приведет к развитию всей системы планирования территорий. Это, во-первых, упростит систему управления земельными ресурсами и строительными комплексами. Во-вторых, сократит количество споров, связанных с противоречиями в определении разрешенного вида использования земельного участка.

Федеральный закон от 21.07.2022 №234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Закон уточняет понятие земельного надзора, регулирует вопросы организации и проведения проверок по соблюдению земельного законодательства, совершенствует государственный мониторинг земель и т. д. Все это должно привести к комплексному совершенствованию государственного земельного надзора, конкретизации предмета этого надзора, лучшей защите прав граждан и организаций при проведении проверок. Закон четко закрепляет полномочия органов, осуществляющих земельный надзор, упорядочивает взаимодействие органов надзора и муниципального земельного контроля, а также повышает его эффективность.

2022 год был весьма продуктивным с точки зрения земельного законодательства. Все эти перемены направлены на повышение прозрачности земельного рынка, его структуризацию и упрощение. Безусловно, мы уже привыкли к установленным порядкам, многое из нововведений кажется слишком сложным и ненужными, однако многие из этих законов ожидаемы. Реализация же их на практике покажет, оправдаются они или нет.

Изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием

Владельцы любых земельных участков по общему правилу наделяются как правами, так и обязанностями, которые предусматривает Земельный кодекс РФ. Согласно статье 42 указанного кодекса, собственники землевладений с любыми целевыми категориями должны эксплуатировать их с учетом установленного законодателем назначения.

  • уполномоченным органом, осуществляющим государственный земельный контроль, производится проверка участков, оформленных в собственность либо предоставленных для ведения сельского хозяйства, ИЖС и тому подобное;
  • по итогам проверки гражданину, который не эксплуатирует землевладение должным образом, выносится предписание, с указанием необходимости устранения нарушений и уплаты предусмотренного законодателем штрафа;
  • по окончании временного интервала, отведенного соответствующим предписанием, происходит еще одна проверка. В случае неисполнения нарушителем предъявленных требований, местными органами власти подготавливается и подается судебный иск;
  • при удовлетворении судом заявленных в исковом заявлении требований, надел изымают у безответственного лица и продают на публичных торгах.

Итогом работы, как отметил глава постоянной комиссии Николай Шевчук на сессии, стал комплексный сбалансированный законопроект «Об изменении кодексов», подготовленный в целях синхронного рассмотрения взаимоувязанных вопросов самовольного строительства и занятия земельных участков.

Положения, касающиеся изменений Кодекса о земле, призваны обеспечить благоприятные условия землепользования в регионах, развитие гражданского оборота земельных участков и вовлечение в него неиспользуемых земель.

Депутат перечислил наиболее важные изменения, которые произойдут после вступления обновленного Кодекса в силу.

Во-первых, это позволит «избавиться от противоречий, которые сегодня накопились при строительстве», разрешить тянущиеся годами земельные споры.

Многие граждане смогут узаконить земельные участки, чего им долго не удавалось сделать.

Во-вторых, будет дан импульс развитию сельскохозяйственных организаций, фермерства, бизнеса на селе. Земли для этих целей можно будет получить без проблем.

В-третьих, определенные надежды связаны с развитием сельских территорий, наведением порядка в дачных кооперативах и садоводческих товариществах (СТ). Здесь свою роль должно сыграть увеличение предельной площади земельных участков, предоставляемых для строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства.

В связи с перераспределением полномочий правительство наделяется компетенцией по установлению порядка изъятия и предоставления земельных участков, переводу земель из одних категорий и видов в другие, предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в госсобственности, рассмотрению земельных споров местными исполкомами. Совмину также поручено принять ряд подзаконных НПА в сфере земельных отношений.

Существенно расширяются полномочия и ответственность местных органов власти по распоряжению и пользованию земельными участками. Областные, городские и районные исполкомы смогут давать «добро» на совершение сделок и иные действия с земельными участками, упрощается порядок их изъятия и предоставления. Местным органам власти предоставляется право самостоятельно определять цели, населенные пункты и иные территории, в пределах которых земельные участки выделяются без проведения аукционов.

При рассмотрении законопроектов в Овальном зале несколько раз всплывала тема коррупции, особенно в отношении легализации земельных участков в Минске, областных центрах и прилегающих к ним районах.

Однако депутаты согласились, что пресечь коррупцию поможет норма, согласно которой землепользователь должен внести плату за земельный участок по его рыночной стоимости, но не ниже кадастровой. Кроме того, решать вопросы о выделении земель сельхозназначения и земель лесного фонда не сможет даже председатель облисполкома, это прерогатива главы государства.

Самовольное строительство

Проектом закона «Об изменении кодексов» для более четкого регулирования вопросов самовольного строительства излагается в новой редакции ст. 223 ГК.

Согласно ей самовольное строительство – деятельность по возведению, реконструкции, модернизации, реставрации, капитальному ремонту, сносу объекта строительства, его части, если она осуществлена:

  • на самовольно занятом земельном участке;

  • на самовольно занятой части земельного участка в случае, когда такое занятие выразилось в нарушении границы земельного участка, предоставленного лицу, осуществившему самовольное строительство;

  • на земельном участке, используемом не по целевому назначению;

  • на земельном участке, предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по его результатам, и (или) с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется такое согласование;

  • без получения разрешительной документации на строительство и (или) без проектной документации в случае, когда обязательность получения и разработки такой документации предусмотрена законодательством, и (или) с нарушением требований, установленных разрешительной документацией на строительство.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *